«В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы
он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя
человека в подходящие общественные и материальные условия»
А.Н. Толстой
Сегодня мы наблюдаем стремительные изменения в обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, это способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Формирование этих качеств возлагается на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.
Мечтой большинства педагогических работников является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Поэтому учителя используют технологии, отвечающие современным требованиям. Одной из таких технологий является «технология проектов». Суть её заключается в организации самостоятельной, поисковой, творческой деятельности учащихся.
Метод проектов нужен для того, чтобы:
- Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
— 10% от того, что они читают;
— 26% от того, что они слышат;
— 30% от того, что они видят;
— 50% от того, что они видят и слышат;
— 70% от того, что они обсуждают с другими;
— 80% от того, что основано на личном опыте;
— 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
— 95% от того, чему они обучаются сами.
Ежегодно в нашей школе проходит День защиты индивидуальных проектов. В этом учебном году данное мероприятие проходило 11 и 14 мая 2018 года. Для учеников работа над учебными проектами — это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. В процессе проектной деятельности по предмету математика расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Проектная деятельность учащихся даёт наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-8 классах.
Под моим руководством 10 учащихся подготовили проекты по математике. Это учащиеся 7б класса:
1.Аглиуллин Ильнур на тему «Проценты в прошлом и настоящем времени»;
2.Валиахметов Рамиль на тему «Диаграммы»;
3.Гадельшин Ильмир на тему «Числа-гиганты»;
4.Гиниятуллин Ранис на тему «Стандартный вид числа»;
5.Зиннурова Алеся на тему «Геометрия и мода»;
6.Каримов Булат на тему «Занимательная математика»;
7.Макридин Роман на тему «Решение систем линейных уравнений»;
8.Хайбрахманов Айдар на тему «Математический язык».
А также учащиеся 5а класса:
1.Зиганшин Тимур на тему «Применение математики для ремонта комнаты»;
2.Гаязова Илия на тему «Дроби вокруг нас».
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывался план совместных действий учащихся и мной, учителем, создавался банк идей и предложений. На протяжении всей работы я помогала в постановке цели, корректировала работу. Поиск информации — обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывали Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывалась и осмысливалась школьниками. После совместного обсуждения был выбран базовый вариант.
Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, самостоятельно добывали знания, получали опыт познавательной и учебной деятельности, уточняли, анализировали собранную информацию, формулировали выводы. Я же выступала в роли научного консультанта.
Осуществление проекта на завершающем этапе требует презентации продукта и защиты самого проекта. Презентация результатов — представление готового продукта. При защите учащиеся демонстрировали и комментировали глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняли полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности.
В заключение я провела рефлексию. Предложила вопросы для обсуждения, поблагодарила учеников за проделанную работу. Каждому из участников проекта поставила отметку по математике. Естественно, что этой отметкой является «пять». Положительные эмоции, искорки в глазах каждого ребёнка и их успех рождают желание работать дальше.
Метод проектов ориентирован на достижение целей самими учащимися, и поэтому он уникален; он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.
Впоследствии, эти дети в силу более высокого образовательного уровня будут легче адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будут ориентироваться в выборе профессии, и я надеюсь, будут жить творческой жизнью.
Учитель математики Рахметуллина А.Ш.