В соответствии с требованиями ст.6 Федерального закона «Об увековечивании победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечиванию Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ « О противодействии экстремистской деятельности» к понятию экстремистская деятельность (экстремизм) относится в том числе пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
В соответствии со ст. 11 указанного ФЗ в Российской Федерации запрещается распространение через средства массовой информации экстремистских материалов, а в соответствии с требованиями ст. 15 этого же Федерального закона автор печатных, аудиовизуальных и иных материалов, предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных ст. 1 настоящего ФЗ, признается лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность.
Законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.20.3 КоАП РФ в новой редакции закона от 04.11.2014 г.) предусмотрена ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. При этом следует отметить, что в ранее действовавшей редакции такая ответственность была установлена за пропаганду и публичное демонстрирование такой информации, что свидетельствует об ужесточении позиции законодателя именно к фактам публичного демонстрирования нацистской атрибутики или символики.
Публичная демонстрация конкретных материалов по смыслу действующего законодательства состоит в показе, доведения до сведения других лиц (их неопределенного круга) какой-либо информации.
Кроме того, необходимо четко отграничивать понятие публичной демонстрации нацистской (фашистской) символики в средствах массовой информации от понятия использования такой символики в книгах, журналах, газетах, кинофильмах и других средствах.
По смыслу действующего законодательства предусмотренная выше ответственность не может применяется лишь в случаях использования нацистской символики с целью осуждения идеологии нацизма (фашизма), при изложении соответствующих исторических событий либо в случаях когда соответствующая символика не может рассматриваться в качестве нацистской (фашистской). Во всех остальных случаях публичное демонстрирование нацистской символики влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Органы прокуратуры края и в дальнейшем будут уделять особое внимание осуществлению надзора за безусловным и единообразным исполнением федерального законодательства о противодействии экстремистской деятельности.
Помощник прокурора Камышлинского района
юрист 3 класса Корейво Э.А.