ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Документы
Методические пособия для педагогов
Методические рекомендации
Виды функциональной грамотности: понятие, структура, примеры заданий. Составители методисты МБОУ ОДПО ЦРО г.о. Самара: Теплов А.А., Деткова Я.Л., Пономарева Л.В.
Презентации
- Деткова Я.Л. Формирование финансовой грамотности обучающихся : проблемы и пути их решения
- Легоньких Н.Н. Использование ЭОР на занятиях по развитию финансовой грамотности
- Нерушин И.А. Развитие финансовой грамотности в проектной деятельности учащихся основной школы
- Пудова О.В. Развитие финансовой грамотности на уроках обществознания в рамках изучения темы «Экономика» в 8-х классах
- Методический аудит ОО г.о. Самара. Круглый стол 28 мая 2021 г.
Полезные ресурсы
Функциональная грамотность школьников (ТолВики) | Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы |
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся | Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» |
Банк заданий по ФГ от ИСРО РАО Читательская грамотностьМатематическая грамотностьЕстественно-научная грамотностьГлобальные компетенцииФинансовая грамотностьКреативное мышление | Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира. |
СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся | Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся |
Открытые задания PISAМарафон по ФГ от Яндекс-учебникаСборник с примерами заданий PISA Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности» (далее — Портал функциональной грамотности). Портал функциональной грамотности размещен по ссылке https://fg.resh.edu.ru/ и предназначен для проведения диагностических работ в целях оценки уровня естественнонаучной, математической и читательской грамотности обучающихся 8, 9 классов. | Что такое функциональная грамотностьРазвитие функциональной грамотности обучающихсяРазвитие ФГ обучающихся основной школы.Методическое пособие для педагогов. Для использования образовательных ресурсов Портала Функциональной грамотности необходима регистрация на образовательном портале «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/). Подробная инструкция по созданию, проведению и оцениванию диагностических работ размещена на главной странице Портала функциональной грамотности.Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»Материалы по развитию функциональной грамотности для педагогов ЦНППМПР Московская область |