Если человека постоянно приучать
усваивать знания и умения в готовом
виде, можно и притупить его
природные творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно.
А. Дистервег
Перед современной школой стоят следующие цели: развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации. Один из путей достижения этих целей – организация индивидуального образования. Существенную роль играет проектная технология.
Проект в педагогической деятельности – это форма образования, максимально приближенная и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи.
Педагогическое основание проектной деятельности – это учет сил и интересов каждого обучающегося, максимальная самостоятельность его, индивидуализация приемов в работе и темпа работы.
Проектную технологию называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно – деятельностный подход в обучении.
Ежегодно в нашей школе проходит День защиты индивидуальных проектов. В этом учебном году под моим руководством 11 учащихся подготовили проекты по математике. Это учащиеся 6а класса:
- Гайнанов Реналь на тему « Головоломки Рубика»;
- Сафин Сулейман на тему «Астрология на координатной плоскости»;
- Ибрагимов Камил на тему «Проценты в нашей жизни»;
- Зиганшин Тимур на тему «Математика и лыжный спорт».
А также учащиеся 8б класса:
- Гайнуллина Ильвина на тему «Роль математики в повседневной жизни»;
- Белохвосткина Ангелина на тему «Извлечение квадратных корней из больших чисел без калькулятора»;
- Аглиуллин Ильнур на тему «Проценты в жизни человека»;
- Хайбрахманов Айдар на тему «Роль математического языка»;
- Каримов Булат на тему «Занимательная и полезная математика»;
- Зиннурова Алеся на тему «Геометрия и мода»;
- Макридин Роман на тему «Системы уравнений и способы их решения».
Проект – это метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время. Он ориентирован на достижение целей самими обучающимися, и поэтому он уникален. Проектная деятельность формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому она эффективна. Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект – это форма организаций учебного процесса, которая может стать альтернативой классно-урочному обучению. Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делают, у них рождаются множество идей и замыслов, они сталкиваются с необычными проблемами, преодолевают их, узнают много нового, используют свои знания, самостоятельно рассказывают об этом во время презентации, приобретают новый опыт. И это очень важно! А продукт — это одно из воплощений замысла.
При организации проектной деятельности я придерживаюсь следующих принципов:
- Проект должен быть посильным для выполнения обучающимися
- Создаю необходимые условия для успешного выполнения проектов
- Веду подготовку учащихся к выполнению проектов (провожу специальную ориентацию для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе привлекаю учащихся, имеющих опыт проектной деятельности)
- Обеспечиваю руководство проектом со своей стороны — обсуждаю выбор темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник помогает учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований со мной, руководителем проекта.
- В том случае, если проект групповой, то каждый учащийся четко показывает свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
В результате у учащихся происходит:
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Проектная деятельность – это способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника.
А.Ш.Рахметуллина